Возмещение ущерба по договору автострахования становятся важным обстоятельством, когда наступает страховой случай. Ведь если страховщик не совершает выплату пострадавшей стороне, виновник ДТП должен покрывать все расходы из своего кармана. Каждый автовладелец заинтересован в как можно более сжатые сроки восстановить свою машину, поэтому срок рассмотрения заявления по ОСАГО играют важную роль. Рассмотрим основные из них и что делать в случае их нарушения страховщиком.
Какие предусмотрены сроки
Механизм защиты страхователей и страховщиков отрегулирован на законодательном уровне. При наступлении страхового случая все действия регламентированы согласно Федеральному “Закону об ОСАГО” N 49. В его последней редакции от марта 2021 г. содержится следующее:
- Определение ущерба вследствие ДТП должно быть осуществлено в течение 5 дней после произошедшего.
- Подача заявлений своим страховщикам от владельцев ТС должно поступить в течение 10 дней.
- Осмотр экспертом страховой компании поврежденного в аварии автомобиля проводится не дольше, чем 5 дней после нее.
- На срок рассмотрения заявления по ОСАГО и принятие решения страховой компании отводится 20 календарных дней, кроме праздничных нерабочих, по истечении которых она обязана дать ответ.
Следует знать, что по закону установленные сроки рассчитаны в рабочих, а не календарных днях. То есть, в них не входят праздничные и выходные даты.
Необходимые документы
Для осуществления своего права на получение возмещения ущерба автомобилист должен первым делом уведомить свою страховую компанию о произошедшем ДТП. Обращение о выплате должно сопровождаться необходимым пакетом документов. Согласно Федеральному закону N 40, (ст. 11, п. 1) в список документов для подачи претензии в страховую при ДТП входят:
- заявление, составленное в произвольной форме;
- паспорт или иной документ личности заявителя;
- документ, подтверждающий право собственности на поврежденное ТС;
- нотариальная доверенность на машину, если заявитель не является собственником;
- справка No748, оформленная сотрудниками ГИБДД на месте аварии;
- в случае смерти пострадавшего необходимо предоставить свидетельство о смерти;
- в случае претензии на компенсацию расходов по захоронению потерпевшего — документы с подтверждением суммы.
- заключение независимой экспертизы, если она проводилась;
- оплаченный счет, если был задействованы эвакуатор или автостоянка;
- расчетный счет в банке, куда будет направлена финансовая выплата от страховщика.
Следует помнить, что размер максимальной выплаты по полису ОСАГО — 400 тыс. руб. за ущерб, причиненный имуществу и 500 тыс. — здоровью и жизни человека. Для восстановления авто владелец полиса может выбрать натуральное возмещение — ремонт на партнерском СТО страховой компании. Или, по желанию, денежную выплату. Как доказывает практика, первый вариант предпочтительней, ведь финансы могут закончиться до того, как все повреждения машины будут восстановлены.
Причины нарушения сроков страховщиком
Такие случаи, к сожалению, не редкость. Обычно срок по выплате компенсации затягивают мелкие страховые компании, имеющие финансовые затруднения. Однако с подобным могут столкнуться и страхователи, заключившие договор с крупными организациями, обладающие устойчивой репутацией.
Как правило, поняв, что возмещение ущерба откладывается на неопределенный срок, владельцы полиса начинают проявлять негодование. Для начала следует убедиться, что со стороны страхователя были соблюдены все обязательные условия: в офис были предоставлены все необходимые документы, а подача не была просрочена.
Рекомендуем для прочтения:
Когда страховые компании правы
Если вследствие аварии имеются пострадавшие, срок подачи заявления автоматически увеличивается. Это необходимо для проведения расследования компетентными органами. Нередки случаи, когда необходимые справки по такому происшествию выдаются гораздо позже, чем через 20 дней.
Если автовладелец хочет знать о реальном положении дел, стоит обратиться в письменной форме к страховщику с просьбой проинформировать о причинах продления срока рассмотрения заявления по ОСАГО. Как правило, это происходит для точного подтверждения некоторых важных данных. Например, заключение о том, что водитель не был в алкогольном или наркотическом опьянении на момент ДТП.
Нередки случаи, когда автомобилисты сами виновны в том, что их претензия не рассматривается страховой компанией. Некоторые недостаточно внимательно относятся к сбору нужных документов или не предоставляют поврежденное авто на экспертизу специалистам страховой компании.
Действия при затягивании сроков
Если все условия со стороны страхователя соблюдены, а выплаты все нет, необходимо принять соответствующие меры. Бороться со страховой компанией, нарушающей срок рассмотрения заявления по ОСАГО можно в правовом поле. Для пресечения подобных злоупотреблений законодательством предусмотрены внушительные штрафные санкции. Страховая компания будет обязана выплатить застрахованному помимо основного возмещения ущерба:
- Компенсацию в размере 1 % от суммы за каждый день просрочки в случае положительного решения о возмещении ущерба.
- 200 руб. за каждый просроченный день ответа, если было принято решение об отказе.
При саботировании сроков по заявлению страховщиком владелец полиса ОСАГО может подать досудебное заявление-претензию в три учреждения:
- генеральный офис страховой компании
- Российский союз автостраховщиков;
- местное представительство Центробанка.
Лучше всего оформить почтовую доставку с уведомлением, чтобы иметь доказательства в случае дальнейшей судебной тяжбы. Этих мер бывает вполне достаточно, чтобы значительно ускорить срок рассмотрения заявления по ОСАГО и получить причитающуюся компенсацию. Как показывает опыт, судьи идут навстречу страхователям и принимают в большинстве случаев решение в их пользу.